Алхимический сосуд

Алхимический сосудПодобно тому, как в химической колбе ученый преобразовывает одно вещество в другое, алхимик в своей лаборатории преобразовывает человеческую душу. Метафорически этот процесс изображается как переплавление свинца в золото в алхимическом сосуде.

Сегодня алхимию чаще рассматривают как предшественника металлургии, химии, медицины, сыгравшую свою положительную историческую роль в формировании современной рациональной науки. Однако при ближайшем рассмотрении исследователю откроется живая форма философии и прежде всего психологии. Дело в том, что алхимия относиться к тому историческому периоду, когда доступным инструментом познания была только собственная точка зрения и на все окружающие процессы проецировались собственные внутренние, свойственные человеческой психике свойства. Такая своеобразная форма натурфилософии. И если достижения алхимиков как ученых, были часто сомнительными, то как исследователей человеческой души, которую они парадоксальным образом обнаружили, проецируя ее в физические феномены, рассматривать интересно и продуктивно. Многое об алхимии заново открыл Карл Юнг, посвятивший в конце своей жизни значительное время в ее изучении. Юнг  называл это исследование поиском «божественного» в материи. Его интерес к алхимии пробудился типичным для него способом — после яркого сна об античной библиотеке, полной тайных книг. Юнг открыл описание в символической форме тех же феноменов, которые встречал в своей практике лечения неврозов и психозов, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов. Юнг всегда настаивал, что психика не может быть понята в умозрительных концепциях, но только через живые образы, символы, которые способны демонстрировать парадоксы и неоднозначность.

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг

Образы и представления, которые открылись ему в старых алхимических текстах, оказались схожи с его собственной теорией психоанализа и пониманием бессознательного. Он увидел в алхимии метафоры для описания процесса индивидуации, а также уникальное собрание причудливых образов, которые возникают в потоке сознания.

Большинство из нас не знакомы с тонкими нюансами алхимической практики и рассматривают его как пережиток и наивный предшественник современных наук. В действительности не существовало единой Алхимии. По сути, это межкультурный феномен, продукт эволюции человеческой мысли, который практиковался и древними египтянами, и греками, и римлянами, и средневековыми христианами, прослеживается в исламских, индуистских, даосских традициях. Этот подход не являлся абстрактным и теоретическим, а в большей степени экспериментальным. Алхимические символы служили описанию процесса трансформаций, а предметом исследования являлись основные тайны жизни.

Алхимики стали ведущими исследователями души и сознания в средние века, многие их исследования оставили заметный след в истории и значительно повлияли на современную науку. Среди них много знакомых имен. Альберт Великий — средневековый монах-доминиканец, который еще в XIII веке написал восемь книг по физике, шесть по психологии, восемь по астрономии, двадцать шесть по зоологии, пять по минералогии, одну по географии. Парацельс — швецарский ученый-медик XV века, один из основателей ятрохимии и современной фармакологии, кроме того использовавший в работе гипноз.

Алхимические труды оказали значительное влияние на Майстера Экхарта, Иоганна Кеплера, Беркли, Имануила Сведенборга, Уильяма Блейка, Гете и многих других.

Сэр Исаак Ньютон

Сэр Исаак Ньютон

Особо выделяется фигура сэра Исаака Ньютона — гения, который изобрел дифференциальные исчисления, описал законы классической механики, а также совершил еще множество открытий в различных областях науки. Его часто описывают как осторожного ученого, который опирается на строгие эмпирические эксперименты. Однако не смотря на то, что после его смерти родственники сожгли многие его тайные рукописи, в сохранившихся личных записях и дневниках Ньютон предстает совершенно другим человеком — алхимиком. Открылось, что он посвятил значительное время разработке таких тем, как трансмутация металлов, философский камень, эликсир жизни. Многие проблемы он решал интуитивно, подбирая логические доказательства уже впоследствии и поражаясь природе открытых им законов. Как пример, открытая им гравитация даже в современной физике является до конца не разрешенной проблемой.

Его последователи подчеркивали только его механистические представления о Вселенной, исключая его алхимические взгляды. Хотя именно его убеждения в наличии некой духовной силы, которая находится за пределами пространства и времени, привели его ко всем значительным открытиям.

Алхимики стремились преобразовать материю, не вполне осознавая разницу между своим объективным влиянием на вещество и субъективной работой над собой и были склонны проецировать свои личные душевные трансформации в таинственные химические процессы, наблюдавшиеся ими в лаборатории. Последователи Юнга продолжили исследовать алхимию под этим углом и обнаружили любопытные параллели. Например, алхимики выделяли семь главных химических процесса: растворение, коагуляция (свертывание), сублимация (возгонка), кальцинация (прокаливание), разложение, омертвление и конъюнкция (рождение нового элемента). К каждой из этих химических операций или реакций существует психологическая параллель. Например, кальцинация, как химический метод нагревания вещества для избавления его от влаги, в юнгианской аналогии представляется высвобождением Эго из бессознательного, «затопленного» комплексами. Помещение какого-либо вещества в раствор, его химическое растворение, аналогично такому психологическому процессу растворения сознательного содержания в бессознательном. Противоположный процесс, коагуляция психологически подобен образованию нового комплекса идей из бессознательной матрицы.

Юнг обнаружил картины из трактата Rosarium Philosophorum (с лат. Философский сад), раскрывающих алхимический путь воскрешения души. Он увидел в этих картинах прекрасную иллюстрацию для описания клинического взаимодействия врача и пациента в терапевтическом процессе на пути к излечению. На картинах наглядно отображаются этапы преобразований, в котором двое взаимодействуют в замкнутом сосуде (ванне). Современные аналитики, такие как Натан Шварц-Салант, увидели здесь иллюстрацию смутных и сложных этапов в лечении пограничных расстройств. Таким образом исследования алхимиков приобрели актуальность как возможность под новым, а точнее хорошо забытым углом взглянуть на знакомые вещи, по-новому их осмысляя и развивая.

Алхимический сосуд часто обозначается греческим словом теменос, указывая на связь с древним ритуалом. Теменос у древних греков это специально отведенное место у храма, священное пространство, место обитания божества, защищенное и безопасное, где любой нуждающийся или больной человек мог остаться на ночь и во сне получить божественную милость. Связь сосуда и пространства теменоса заключена в категориях замкнутости, отгороженности, которые и дают возможность для преобразований. Концепция алхимического сосуда, теменоса, открывается в терапевтическом взаимодействии в качестве функции контейнера, функции обеспечивающей безопасность пространства и защиту от внешнего воздействия. Эта концепция помогает глубже понять смысл терапевтического процесса, его значение для обоих участников процесса.

Кристаллизация химического раствора происходит благодаря процессу насыщения, когда элементы накапливаются в замкнутом сосуде и в определенный момент происходят качественные изменения. Таким же образом в безопасных границах терапевтического кабинета в совместном взаимодействии обнаруживаются проявления глубинных структур души, происходит накопление знаний о себе и других. В какой-то момент насыщение знаниями и опытом приводит к качественным изменениям  в повседневной жизни.

Crystallization-GIF

Натан Шварц-Салант — Пограничная личность. Видение и исцеление

Холл Д. — Юнгианское толкование сновидений

Юнг К.Г. — Психология и алхимия

Навигация по записям

Яндекс.Метрика