Бодрствование

из трактата «ХАТИДАЙНИНКАКУ — Восьмикратное бодрствование большого человека»:

  • у того, кто имеет много требований, также много хлопот и бед от того, что он пытается много получить. У кого мало требований, тот не пытается ничего получить, и потому не испытывает мук
  • тот, кто знает, что ему достаточно, доволен и счастлив, даже если он спит на земле. Тот, кто не знает, что ему достаточно, беден и среди своего богатства
  • наслаждайся тишиной
  • посвящай себя всем хорошим делам, чисто и внимательно, идя вперёд без шага назад
  • чистое внимание означает сохранять вещи, не теряя их
  • не теряй спокойствия посреди вещей
  • у кого есть мудрость, никогда не теряет из виду себя и потому не впадает в иллюзию
  • исследуй действительность не придерживаясь пустых теорий

Есть что-то неуловимо притягательное в духе Дзен, с его внутренней свободой и интуицией. История этой религиозной традиции насчитывает более полутора тысяч лет. Зародившись в Китае в V веке, она практически сразу раскололась на множество школ, которые во многом развивались самостоятельно. Несмотря на различия в стиле практики, учении, их объединяет прямота, простота, практичность и непосредственность, неразрывно связанная с обычной жизнью. В дзенских монастырях Японии зародились многочисленные искусства, которые распространились по всему миру: икебана, дзенские сады, хайку, оригами, искусство рисования тушью суми-е, игра на бамбуковой флейте сякухати, стиль оформления жилых помещений сёин-дзукури. Дзен непосредственно повлиял на культуру и мироощущение народов Дальнего Востока и сейчас переживает культурный ренессанс на Западе. Он может стать отрезвляющим средством для современного жителя мегаполиса, вовлеченного в неистовый темп технологических изменений, породившее параллельное виртуальное пространство, с социальными сетями, ролевыми онлайн-играми, общением через мобильные приложения.Шуньята

Изящные дзэнские искусства изначально давали возможность последователю школы отказаться от длительного изучения священных писаний и получить прямую, непосредственную передачу опыта. В настоящее время эстетика дзен перешагнула узкие религиозные рамки и оказывает влияние как на культуру, искусство, так и психологию, философию, телесные практики. Все виды искусств, в которых практикуется дзэн, несут в себе признаки естественности, случайности и бесцельности. Эстетичной считается то, что возникает как некое не­повторимое, а зачастую и мгновенное, никогда более не повторяющееся событие. Само слово «дзен» происходит от санскритского «дхья́на» — созерцание. Созерцается как прекрасная картина или природное явление, так и старая дверь или треснувший чайник. В современной Японии развита традиция «любования»: момидзигари (любование осенними листьями клёна), ханами (любование цветами), цукими (любование луной), юкими (любование тихими снегами).

Сущность дзэн определяется опытом человека, созерцающего свою природу через медитацию. Медитация здесь как метод контактирования с реальностью. Это может быть традиционная неподвижная медитация в позе лотоса, дзадзен, так и медитация при ходьбе и работе, например при мытье посуды. Разницу между обычным мытьем посуды и дзенским мытьем выразил дзэн-мастер Тит Нат Хан следующей фразой: «Есть два способа мыть посуду. Во-первых, мыть посуду, чтобы сделать её чистой. Во-вторых, мыть посуду, чтобы мыть посуду». «В жизни бесцельной, пустой — нет ничего угнетающего. Напротив, она созвучна свободе облаков и горных ручьев, бродящих повсюду, цветам в недоступных ущельях, красоту которых никто не видит, и океанскому прибою, вечно омывающему прибрежный песок», писал Алан Уотс. Это не означает, что следует идти по жизни не задумываясь, но вопрос о том, куда идти, не должен становиться важнее вопроса о том, где ты стоишь.

Любая человеческая деятельность может стать выражением практики простоты, естественности и гармонии. Любое увлечение, согласно дзэн, может стать способом постижения своей истинной природы. В любом человеке уже есть художник, не всегда мастер, но всегда «художник жизни». «Его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная холстом, на котором он пишет свою жизнь в течение семидесяти, восьмидесяти или даже девяноста лет».

Цветы – весной
Кукушка – летом
Осенью – луна
Чистый и холодный снег –
Зимой.

Доген, мастер дзен

zen

Яндекс.Метрика