Осознанность

ezikСознание человека не столь совершенно, как хотелось бы — оно необъективно, видит только то, к чему есть какое-то субъективное отношение, а основную часть информации, которая поступает к рецепторам организма, сознание вообще игнорирует. По известной легенде южноамериканские индейцы не заметили приплывающие корабли испанцев, так как образа корабля не было в их опыте, и его невозможно было с чем-то соотнести. Возможно они увидели вместо кораблей плывущие над морем облака. Один французский философ сказал об этой ситуации просто: «Мы видим то, во что верим».

В повседневной жизни этот феномен сознания проявляется, например, в том, что молодой мужчина, прогуливаясь по улице, вероятно, будет замечать скорее симпатичных девушек, совершенно игнорируя и не замечая пожилых или некрасивых женщин. То есть сознание будет увлекаться теми событиями, которые субъективно кажутся привлекательными или, наоборот, отвратительными, т.е. вызывающими эмоции, чувства. А что происходит, когда человека ничего не привлекает в окружающем мире и не вызывает субъективной оценки? Современные нейрофизиологи и когнитивные психологи обнаружили, что в человеческом мозге существует особая нейронная сеть пассивного режима работы, которая называется так, потому что она активна как раз тогда, когда мы ничем не заняты. Если возьмем того же молодого человека просто идущего по пустой улице и не совершающего никаких дополнительных действий, то обнаруживается, что у него много чего происходит в мозге. Обычно люди думают о себе, могут сожалеть о том, что совершили в прошлом, беспокоятся о приближающихся событиях, строят планы, фантазируют. Сеть переносит сознание в места отличные от текущего местоположения. О настоящем люди обычно в этом режиме не думают. Сеть активируется, когда мы занимаемся самоанализом и рефлексией. В целом это выглядит как бесконечная внутренняя болтовня. Другими словами, когда эта сеть активна, нет фокусирования на своем непосредственном окружении. Складывается парадоксальная ситуация автоматической вовлеченности и в активной и пассивной деятельности.

Такой механизм работы сознания и организма оказался важное приобретение естественного отбора, благодаря которому наш вид существует. Для наших предков важными вопросами выживания были скорость принятия решений (бежать не раздумывая в ситуации опасности) и экономия энергии (мозг, занимающий 3% массы тела, поглощает до 20% ресурсов в стрессовой ситуации и 10% в обычном режиме). Однако в современном мире, живя в комфортных городских условиях, физические опасности уже не являются частью повседневной жизни. Опасность приобретают скорее психологические факторы, а не реальные физические. Врачи говорят о ведущем влиянии психологического стресса на продолжительность жизни. У современного городского жителя существует большое количество свободного времени, много еды, а также возможностей для самоисследования, развития отношений с близкими людьми.  В таких условиях приобретает большое значение способность к осознаванию своих и чужих эмоций, чувств, реакций тела, для которой требуется определенная гигиена ума, очищающая поведение от автоматизмов и открывающая сознание для подлинных переживаний.

В последнее время в западном психологическом сообществе особую популярность приобретает направление mindfulness — это психологическая практика осознанности, противоположная по своим целям стратегии сети пассивного режима и ситуации самововлечения. Интерес к медитации, концентрации, созерцательности имеет многотысячелетнюю историю, и является важной частью большинства духовных и религиозных традиций. В западном обществе интерес к практикам осознанности возник в 60-е годы с общим интересом к духовным восточным практикам, как возможности достижения невероятного духовного развития. В повседневную западную жизнь ассимилировались практики дзен-буддизма, йоги, тай-чи и др. В некоторых психотерапевтических направлениях, например, в гештальттерапии, прямо заявили о важности осознавания ситуации здесь и сейчас, как важной части исследования своих потребностей и желаний. В настоящее время в той или иной степени осознавание телесных ощущений, впечатлений от органов чувств, текущих эмоциональных состояний присутствует практически во всех направлениях психотерапии.

В последние годы во многих научных институтах медитативные практики осознанности всесторонне исследуются нейроучеными. В частности, изучается влияние различных видов медитации (осознанности, концентрации и т.д.) на мозг человека. Исследования показали, что благодаря постоянным ежедневным практикам происходят физиологические изменения (нейропластические изменения ) мозга, в результате которых сознание приобретает способность к восприятию непосредственного опыта, а влияние пассивного режима с его внутренними комментариями уменьшается, т.е. сознание становится чуть объективнее.  У людей, постоянно занимающихся медитацией, развивается “переживающее “я” (experiential self), которое сознает непрерывно меняющиеся ощущения, мысли и процессы, происходящие в непосредственном окружении, а не во внутренней истории. Ежедневная тренировка, связанная с вниманием к своему телу, окружающей среде, присутствию в настоящем моменте, постепенно прерывает автоматическую связь опыта и оценивающей системой, то есть способствует восприятию непосредственного опыта, без автоматического включения внутренних комментариев, суждений, оценок. Открывается дверь для подлинной автономии (самостоятельности), творческого обращения со сре­дой, позитивного взаимоотношения с окружающими людьми, принятия себя. Появляется возможность вести осмыслен­ный и целенаправленный подход к жизни.

 

Дэниел Сигел — Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию

Марк Уильямс, Дэнни Пенман — Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире

Мингьюр Ринпоче — Будда, мозг и нейрофизиология счастья

Навигация по записям

Яндекс.Метрика